Дидактическая
игра имеет обучающую функцию и
дает возможность формировать у детей представления об окружающем мире,
сенсорных эталонах, развивать основные психические процессы. Разработано много
дидактических игр. Казалось бы, что еще можно придумать?
Зачем это нужно? У детей младшего дошкольного возраста быстро теряется интерес
к игре. Это связано с их психологическими особенностями. Малыши не могут долго
концентрировать свое внимание на чем - либо, особенно, если это им не понятно
или не интересно.
Пособие
"Сюжетное панно"
Разные наборы моделей позволяют организовать игры
из серии "Времена года", "Сад - огород", "Дикие -
домашние". Могут проводиться игры на классификацию, объединение по
заданному признаку, выделение лишнего объекта из группы или нахождение
неточностей, ошибок и их исправление, употребление в речи предлогов,
составление предложений. "Зайчик спрятался под деревом", "Кошка
сидит на крыше"и пр.
Панно многофункционально и может быть использовано для сочинения
историй, драматизации сказок. Если же модели заменить на условно -
символические, например геометрические фигуры, то можно одновременно
способствовать развитию умственных способностей.
Л. А. Венгер разработал целую систему развития умственных
способностей с использованием моделирования.Согласно технологии Леонида
Абрамовича, в младшем дошкольном возрасте, особое внимание нужно уделить
развитию сенсорных способностей.
Когда ребенок вместо моделей
"лисичка" и "колобок" использует оранжевый и желтый кружки,
которые отображают признак объектов (цвет), он осваивает действие
опредмечивания моделей. Модели могут отображать и другой признак - размер или
форму. Так например, разыгрывая сказку "Три медведя" на панно, можно
использовать кружки разных размеров. Панно в этом случае может служить
двигательной моделью. Пристегивая или закрепляя модели, могут менять их
расположение.
Индивидуальные
пособия
Если в кармашек вставить картинку, то дети
могут соотносить модель, с реальным объектом. Например, подобрать фигуру, такой
же формы, как предмет на картинке. В зависимости от того, какую задачу Вы
хотите решить, картинка может меняться: жилище или пища животных, их детеныши,
сад, лес и пр.
Пособие
"Сенсорный домик"
Пособие представляет собой плоскостной тряпичный домик с окошками разных
цветов и размеров и набор все тех же моделей. Дети могут соотносить модели с
цветом или размером окошка, объединять их в группу по заданному признаку
(цвету, размеру, форме), выделять лишний объект из группы.
А если использовать дополнительные
модели, которые мы называем "дверцы", то в домике можно что - то
спрятать или найти. Удобно в этом случае использовать пособие для составления и
отгадывания загадок, употребления в речи предлогов, усвоения обобщающих
понятий.
Пособие
"Книга"
Пособие представляет собой мягкую книгу с прорезями для картинок и деревянные
шпателя с контактной лентой. Это делает пособие многофункциональным. Книгу
можно разделить на страницы, сделать несколько разделов. Малыши с нетерпением
ждут своей очереди и готовы выполнить задание, чтобы вставить картинку в книгу.
Использование пособия можно включить, как прием, в различные виды деятельности.
В книге может быть алгоритм чего - либо, может быть серия сюжетных картинок, по
которым составляется рассказ, а может быть и пространственно - временная
модель(для детей старшего дошкольного возраста).
При помощи этого пособия можно проводить игры "Парные картинки",
"Найди ошибку". Можно объединять предметы по заданному признаку,
составлять и отгадывать загадки и пр.
Пособие
"Корзинки"
Игры с крышками давно используются многими педагогами. Малышам очень нравится
закручивать и откручивать крышки. В этом процессе можно развивать правильный
захват тремя пальцами и координацию движений рук.
На наши крышки, мы наклеиваем картинки и это
позволяет использовать пособие в процессе НОД. Дидактическая задача может быть
разнообразной. Это делает пособие многофункциональным.
Игра
"Угадай, кто спрятался?"
Эта
игра была сделана мной в программе PowerPoint. Детям нужно по одной из частей
тела, угадать животное. Просто распечатайте презентацию.
Примечание: при просмотре презентации на Google Диске возможен сбой(смещение картинок), но когда Вы ее скачаете, все будет в порядке.
Примечание: при просмотре презентации на Google Диске возможен сбой(смещение картинок), но когда Вы ее скачаете, все будет в порядке.
Игры"Найди
жилище" и "Накорми животных"
Сделаны
в той же программе. Картинки нужно вырезать и наклеить на них контактную ленту.
Распечатайте презентацию.
"Цветные макароны"
Отношение к использованию продуктов для игровой деятельности с детьми разное. Одни считают это недопустимым, другие, создают поделки, нанизывают на нитку и пр. В нашей группе есть цветные макароны. Различная фактура позволяет более точно передать структуру объекта. Например, ракушки напоминают листья, а перья - лучики от солнышка. При помощи макарон можно моделировать различные объекты или даже создать целую картину. Главное, чтобы была основа из пластилина. Осуществляя действия с мелкими предметами у детей развиваются тонкие движения рук. Учитывать индивидуальные возможности детей можно регулируя количество макарон.
"Прищепки"
Конечно у нас есть и прищепки, очень популярные сейчас. Их можно использовать при проведении дидактических игр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий