Для педагогов. Пособия.



Дидактическая игра имеет обучающую функцию и дает возможность формировать у детей представления об окружающем мире, сенсорных эталонах, развивать основные психические процессы. Разработано много дидактических игр. Казалось бы, что еще можно придумать?

Оказывается можно! Не меняя дидактической задачи, можно изменить игровое действие, если иметь в наличии различные игровые пособия. 
 
Зачем это нужно? У детей младшего дошкольного возраста быстро теряется интерес к игре. Это связано с их психологическими особенностями. Малыши не могут долго концентрировать свое внимание на чем - либо, особенно, если это им не понятно или не интересно.

Кроме того, у детей младшего дошкольного возраста особенно слабо развита мелкая моторика. Поэтому, если известные нам игры организовать с использованием игровых пособий, а не привычных нам картинок, можно не только решать дидактическую задачу, но и способствовать развитию мелкой моторики, поддерживать интерес к игре.

Пособие "Сюжетное панно"

Представляет собой фон с контактной лентой и пуговицами, и наборы моделей, которые крепятся на этот фон.

 Разные наборы моделей позволяют организовать игры из серии "Времена года", "Сад - огород", "Дикие - домашние". Могут проводиться игры на классификацию, объединение по заданному признаку, выделение лишнего объекта из группы или нахождение неточностей, ошибок и их исправление, употребление в речи предлогов, составление предложений. "Зайчик спрятался под деревом", "Кошка сидит на крыше"и пр.

 Панно многофункционально и может быть использовано для сочинения историй, драматизации сказок. Если же модели заменить на условно - символические, например геометрические фигуры, то можно одновременно способствовать развитию умственных способностей.

 Л. А. Венгер разработал целую систему развития умственных способностей с использованием моделирования.Согласно технологии Леонида Абрамовича, в младшем дошкольном возрасте, особое внимание нужно уделить развитию сенсорных способностей. 
  
Когда ребенок вместо моделей "лисичка" и "колобок" использует оранжевый и желтый кружки, которые отображают признак объектов (цвет), он осваивает действие опредмечивания моделей. Модели могут отображать и другой признак - размер или форму. Так например, разыгрывая сказку "Три медведя" на панно, можно использовать кружки разных размеров. Панно в этом случае может служить двигательной моделью. Пристегивая или закрепляя модели, могут менять их расположение.

При помощи панно малыши могут осваивать действия перцептивного моделирования, например, сложить снеговика или елочку, пристегнув фигуры в определенном  порядке.

Индивидуальные пособия 

Представляют собой фон с пуговицами и кармашком для картинки. Их можно сделать для каждого ребенка. Это пособие дает возможность осваивать действия перцептивного моделирования. Можно нашить пуговицы в определенном порядке, чтобы получилась картинка из геометрических фигур (домик, машина, елочка, гусеница, снеговик, человечек).
           
Если в кармашек вставить картинку, то дети могут соотносить модель, с реальным объектом. Например, подобрать фигуру, такой же формы, как предмет на картинке. В зависимости от того, какую задачу Вы хотите решить, картинка может меняться: жилище или пища животных, их детеныши, сад, лес и пр. 

 Пособие "Сенсорный домик"

Пособие  представляет собой плоскостной тряпичный домик с окошками разных цветов и размеров и набор все тех же моделей. Дети могут соотносить модели с цветом или размером окошка, объединять их в группу по заданному признаку (цвету, размеру, форме), выделять лишний объект из группы.
  
А если использовать дополнительные модели, которые мы называем "дверцы", то в домике можно что - то спрятать или найти. Удобно в этом случае использовать пособие для составления и отгадывания загадок, употребления в речи предлогов, усвоения обобщающих понятий.
          
 Пособие "Книга" 

Пособие представляет собой мягкую книгу с прорезями для картинок и деревянные шпателя с контактной лентой. Это делает пособие многофункциональным. Книгу можно разделить на страницы, сделать несколько разделов. Малыши с нетерпением ждут своей очереди и готовы выполнить задание, чтобы вставить картинку в книгу.



Использование пособия можно включить, как прием, в различные виды деятельности. В книге может быть алгоритм чего - либо, может быть серия сюжетных картинок, по которым составляется рассказ, а может быть и пространственно - временная модель(для детей старшего дошкольного возраста). 
     
При помощи этого пособия можно проводить игры "Парные картинки", "Найди ошибку". Можно объединять предметы по заданному признаку, составлять и отгадывать загадки и пр. 

Пособие "Корзинки"

Игры с крышками давно используются многими педагогами. Малышам очень нравится закручивать и откручивать крышки. В этом процессе можно развивать правильный захват тремя пальцами и координацию движений рук.

На наши крышки, мы наклеиваем картинки и это позволяет использовать пособие в процессе НОД. Дидактическая задача может быть разнообразной. Это делает пособие многофункциональным.


Игра "Угадай, кто спрятался?"
        Эта игра была сделана мной в программе PowerPoint. Детям нужно по одной из частей тела, угадать животное. Просто распечатайте презентацию.
Примечание: при просмотре презентации на Google Диске возможен сбой(смещение картинок), но когда Вы ее скачаете, все будет в порядке.

Игры"Найди жилище" и "Накорми животных"
Сделаны в той же программе. Картинки нужно вырезать и наклеить на них контактную ленту. Распечатайте презентацию.

"Цветные макароны"  
Отношение к использованию продуктов для игровой деятельности с детьми разное. Одни считают это недопустимым, другие, создают поделки, нанизывают на нитку и пр. В нашей группе есть цветные макароны. Различная фактура позволяет более точно передать структуру объекта. Например, ракушки напоминают листья, а перья - лучики от солнышка. При помощи макарон можно моделировать различные объекты или даже создать целую картину. Главное, чтобы была основа из пластилина. Осуществляя действия с мелкими предметами у детей развиваются тонкие движения рук. Учитывать индивидуальные возможности детей можно регулируя количество макарон.

"Прищепки"  
Конечно у нас есть и прищепки, очень популярные сейчас. Их можно использовать при проведении дидактических игр.
  
               
 


           


Комментариев нет:

Отправить комментарий